Водораздел не там

Елена Бобровская, Краснояррск

тренер-фасилитатор

к другим статьям автора

Я не хотела писать этот текст, но снова и снова где-то обсуждается эта тема, задаются одни и те же вопросы, и мне хочется иметь ссылку,  чтобы просто отсылать к ней в следующий раз…

Тема эта про то, что же такое неформальное образование.

Часто встречается две реакции: неформальное образование – "О, это крутые неформальные методы в противовес закостенелой школе". Или – "Ну, это что-то несерьезное, так, развлечения для". Третья реакция - от людей более осведомленных: "Это все, что за пределами школ, вузов и т. п.", но дальше, когда идут в уточнения и пояснения, то опять-таки плюсуется что-то из первых двух реакций.

А так как я себя соотношу с неформальным образованием, то мне все-таки важно, чтобы моя сфера деятельности понималась правильно. Поэтому давайте разбираться, где же все-таки водораздел между формальным и неформальным образованием.

 

Неформальное образование – это действительно образование, случающееся за пределами стандартизированных государственных и муниципальных образовательных программ. То есть если вам за какой-то образовательный курс не выдадут корочек установленного государственного образца и с соответствующими печатями, то он скорее всего из области неформального образования. Другое дело, что и в школе, и в вузе, и в техникуме вполне могут быть какие-то дополнительные образовательные предложения, которые не обязательно входят в учебную программу. Например, если мы на территории школы в качестве партнерской организации проводим тренинг для ребят, то это неформальное образование.
Важно при этом знать, что  проекты неформального образования все же имеют форму – они структурированы, имеют какую-то педагогическую концепцию, нацелены на конкретные результаты, имеют конкретного организатора и исполнителя.


Неформальное образование – это крутые методы? Не обязательно. Может быть действительно «вау!», а может быть и скучненькая лекция.  Зависит от исполнителя, как – во многом – и в формальном образовании. В силу того, что регламентов в НФО меньше (их устанавливает сам исполнитель образовательного проекта или программы),  поле для творчества и  экспериментов свободнее, подвижнее.  Часто именно в неформальном образовании рождаются интересные методики и подходы, а потом перекочевывают и в формальное образование.  Вот возьмем проектный подход – он же и в школы сейчас активно заходит.  А с другой стороны,  возьмем кого-то из «классической» школы, того же Аманашвили, так он фору даст многим и многим «неформалам». Например, тем, кто гонит массовые форумы для студентов и школьников с не очень внятным содержанием и форматами работы. А та самая–самая финская школа?  Это же формальное образование, а свободы у педагогов много и подходы передовые!  


Качество неформального образования никак не гарантировано?  Это да. Единых стандартов нет. Они целиком и полностью на совести тех, кто инициирует и проводит тот самый летний лингвистический лагерь или ту самую школу журналистики, или вот тот археологический кэмп, или тренинг по эффективным коммуникациям. Но оно, это качество, как мы видим, не гарантировано и формальным образованием. Или гарантировано лишь формально, простите за каламбур.  Мы знаем, с какими знаниями по английскому, например, часто (но не всегда!) выходят из школы наши дети.  И знаем, что стандартизированный ЕГЭ во многом не отвечает требованиям компетентностного подхода, а вот «какой-нибудь» молодежный обмен с хорошей образовательной программой прокачивает параллельно массу социальных компетенций, да еще и по какой-то теме / дисциплине расширяет кругозор и понимания. Говоря о качестве процесса и результатов образовательной деятельности,  мы должны помнить,  что это важные вопросы для всех «образованцев»,  в техникуме ли они работают или в частной художественной школе. Нам всем нужны глубокие понимания «почему/зачем», «как» и «что».  Вот новый ФГОС прекрасен, на мой взгляд. Он очень про новое качество.  И в неформальном образовании есть шарлатаны, а есть устремления обеспечить качество. Например,  в тренерском обучении Коллегии им. Теодора Хойсса, где мне посчастливилось учиться и работать, есть детально проработанный куррикулум по подготовке тренеров-фасилитаторов, с огромным списком стандартов на выходе (помним, кадры решают все! ) Или вот у нас в Интерре под каждый образовательный проект в обязательном порядке проектируются учебные результаты. Так что о «несерьезности» НФО в целом я бы не говорила. Другое дело – признание результатов НФО.  Для работодателя старого сознания и бюрократической системы положено иметь, скажем, раз в пять лет  «сертификат о прохождении курса повышения квалификации». И не важно, что вот тот семинар, вот эта стажировка и вот эта конференция дала тебе много больше как профессионалу и как личности. Важна бумажка. Но и это меняется. Посмотрите, HeadHunter и Superjob  собираются убрать графу «образование» из резюме кандидатов во многих профессиональных сферах  – «прогрессивному» работодателю уже сейчас важнее живой опыт, ум, гибкие навыки, личностные качества, а всему остальному он и «на месте доучит».


Есть одна вещь, которая отличает НФО и имеет прямое на него влияние.  Это добровольное участие.  Вот в школу ребенок обязан ходить, а пойти или нет в театральную студию – дело добровольное.  А человек идет добровольно куда-то, если это отвечает его потребностям. В этом плане в НФО радары хорошо настроены - мы ловим то, чего же человеку  или обществу не хватает, и пытаемся это дать.  Иногда, конечно, приходится иметь дело с неосознанными потребностями, но это уже отдельная история, как с этим работать.  Ключевая же мысль в том, в НФО люди приходят за «быстрыми» навыками, за тем, что можно применить в жизни, в профессии. И НФО предлагает огромный спектр того, чему же и как поучиться – на любой вкус и запрос, так сказать.  Формальной системе гораздо сложнее реагировать на текущую ситуацию и давать эту вариативность, шестеренки крутятся медленнее, организационный ресурс ограничен. Проблема дополнительного образования в России во многом в том, что оно стало частью системы и слишком много чего делает «по накатанной», не успевает отреагировать на запросы новых поколений (опять-таки, исключения есть!). Это я к тому, что нельзя поставить знак равенства между неформальным образованием и системой дополнительного образования в России.
Получается, что неформальное образование ловит «пробелы». И даже если формальное образование будет очень классным и качественным и по процессу, и по результату, то все равно будет еще большая масса того, что в школе или в вузе не случилось, а так нужно или хочется по жизни. Особенно в свете того, что мы уже перешли в парадигму life long learning – обучения на протяжении всей жизни.

 

Послесловие 1

Россия начала движение в сторону признания неформального образования как важного инструмента для развития общества, важного элемента социокультурного пространства, важного фактора для развития экономики и качества жизни в целом. АСИ вот уже исследование проводит и пытается ввести это понятие в обиход. Как когда-то, пару лет назад, понятие социального предпринимательства, например. Примет этого движения много.

 

Послесловие 2

Скорее всего, мы движемся в сторону переосмысления системы образования как таковой.  Возможно,  это разделение на формальное и неформальное образование не будет иметь смысла еще в этом веке. Будут индивидуальные траектории развития, которые будут предполагать массу сценариев и, соответственно, массу провайдеров образования.  Образование - это та отрасль, которую еще только ожидает расцвет. И там водораздел будет только по линиям «качественно – не качественно»,  «востребованно – не востребованно».  Так что я не за битву  формального и неформального образования и мерянье «крутостью», «масштабностью» и т. д., а за  совместное движение к общей цели – качественному востребованному и доступному образованию, которое про любовь к человеку и веру в его потенциал. Но для этой совместности нужно понимание того, кто «играет» на этом поле,  потому и написала эту статью )))