Инна Попова, Челябинск
,
Молодежный комплекс "Черемушки" (оз. Сугояк)
Институт социальных инноваций молодежи "ПРОдвижение"
член Ассоциации россиских тренеров АРТА
Несколько лет назад Челябинская региональная молодежная общественная организация “Институт социальных инноваций молодежи “ПРОдвижение” начала работу с темой противодействия травле и языку вражды. Я бы хотела написать цикл заметок о том, что лежит в основе нашей работы, с какими вызовами мы встречаемся, и о ресурсах неформального образования, которые могут помочь в работе педагогу, тренеру неформального образования, школьному психологу.
В первой статье логично начать с того, что такое травля и буллинг (синонимы, оба термина широко сегодня используются). Но недавно у Людмилы Петрановской в рамках проекта Травли.нет благотворительной организации “Журавлик” вышла методичка для педагогов и школьных психологов. Понятная, логичная - рекомендую. После нее о травле как о явлении, собственно, добавить нечего :) Травля, буллинг - это не конфликт, а насилие. Его нельзя оправдывать и представлять в школе как норму. Точка.
В этой статье я попытаюсь дать несколько практических советов, которые вы можете использовать в работе по профилактике травли, а в дальнейшем планирую давать конкретные инструменты и комментировать их использование. У нас в арсенале форум-театр, комиксы, сторителлинг, полезные упражнения про ценность разнообразия, арт-постеры, разбор фильмов и книг и удобная модель - пирамида ненависти.
Хорошо, если вы умеете выстраивать работу на принципах неформального образования и используете его инструменты - очень важно в работе с темой травли создать условия для открытого и честного диалога в группе, дать возможность и чувствовать, и анализировать, уважать и признавать жизненный опыт учащихся. Если вы не тренер, то хороший интерактивный классный час - тоже подходящий формат работы. Из советов - я бы перенесла такой классный час в неформальную обстановку - за город или, например, в креативное молодежное пространство, чтобы проще было переключить ребят на новую тему и настроиться на диалог взрослых людей - на равных.
Причиной травли может стать... Давайте сделаем очень простое упражнение - попробуйте с группой составить список тех, кто обычно подвергается травле, например, в классе: толстые и тощие, зубрилы и отстающие, тихони и гиперактивные… Дети энергично начинают вспоминать истории, выстраивать предположения, и в итоге список обычно насчитывает несколько десятков “категорий”. Честно - у вас нет шансов. В какую-то из них вы (травлю на работе, кстати, никто не отменял) или ваш ребенок обязательно попадаете. Если это так и каждый из нас может стать жертвой, то логично предположить, что те критерии, которые озвучивает группа педагогов или учащихся, являются лишь поводом, а не причиной. Тогда в чем причина? Мы видим такой ответ: значит, в конкретно взятом классе групповые нормы позволяют травлю. Спросите у ребят или педагогов в группе: давайте предположим, что жертва травли переходит в другой класс? Что будет тогда? В подавляющем большинстве случаев дети сразу же скажут: в классе появится следующая жертва.
Я не буду углубляться в тему психологического насилия (на физическое насилие реакция, как правило, присутствует), но отмечу что это та тема, с которой нам предстоит долгая работа. Рассказы о том, что травля кого-то закаляет, что жертва сама виновата и получила хороший урок - то, что мы в работе слышим часто. Возникает двоякая ситуация - нас шокируют случаи насилия в школе и “колумбайны”, но по последним опросам ВЦИОМ 57% россиян считают драки в школе нормальным явлением.
Когда мы выходим работать в школу, то объясняем, что инструменты неформального образования хорошо подходят для профилактики травли. Но если вы видите, что в классе что-то идет не так, то вам скорее всего потребуется помощь хорошего психолога. Сегодня появился запрос на работу с классами, где педагоги или администрация школы видят признаки травли (направленное на одного человека групповое насилие). Следует признать, что внешняя организация и приглашенный специалист не могут установить групповые нормы в конкретном классе без активного участия самого педагога. Группе необходим авторитетный взрослый, который не приемлет насилия и демонстрирует это постоянно.
Мы в рамках программы АГРА.NET информируем образовательные организации о травле как о явлении и учим действовать так, чтобы до травли дело не дошло. С этого года у нас появилось несколько организаций-партнеров - сообществ психологов, и мы в своей работе хотим усилить работу с психологическим аспектом: больше уделить внимания различиям травли и конфликта (да, травля - это не конфликт, нет двух равных сторон, а значит медиация здесь не поможет), сформировать компетенцию устанавливать групповые нормы.
Система образования - это огромный механизм. Было бы наивно думать, что от того, что если сегодня мы провели тренинг, то уже завтра вы увидите позитивные изменения. Начиная работать с серьезными темами, наберитесь мужества и терпения. Капля точит камень не силой, но частотой падения.
Вам также могут быть интересны статьи:
Уроки диалога: три книги про гендер "Работая с темой гендерных стереотипов в рамках нашего проекта «КнигоИгры: Уроки Диалога», мы не стремимся всех «переубедить и перевоспитать», а стараемся ввести в кругозор подростков и молодёжи идеи разных сценариев выстраивания своей жизни".