«Мне нужны два сильных парня перенести стол» — если лет пять назад подобная фраза на семинаре или любом другом групповом проекте не вызвала бы протеста, то в 2022 году формулировать таким образом уже как-то даже неловко. Уровень информированности общества о гендере, гендерной социализации и связанных с ними стереотипах постепенно растёт. Нам кажется, что любой процесс групповой работы — пространство, где мы можем поддержать ценность гендерного равноправия даже без тематических лекций и уличных акций, а просто за счёт удачного выбора формулировок и слов в повседневном общении с группой. В этой статье делимся нашим опытом.
Агата Савелова,
тренерка неформального образования
Санкт-Петербург
Большинство людей не скажет «Я ненавижу женщин» или «Я запрещаю парням носить обтягивающие футболки», тем не менее, патриархальные установки, требующие от женщин и мужчин определенного социального поведения, проникают в нашу повседневность, привычки и речь так глубоко, что их очень сложно осознать и вытащить на свет. Поэтому мы неосознанно используем фразы, предположения и формулировки, которые так или иначе транслируют сексизм или гендерные стереотипы. Если научимся отслеживать подобные моменты и при работе с группой, и в жизни, то внесем очень важный вклад в будущее без гендерной дискриминации.
Для этого не обязательно участвовать в уличных перформансах или акциях: достаточно перестать поддерживать на словах и поведением гендерные мифы, в которые уже просто не модно верить. Ниже мы пересказываем некоторые из этих ошибочных представлений и делимся опытом, как их не транслировать при работе с группой.
Парни лучше справляются с задачами, где нужна физическая сила
Ноги у этого мнения растут из двух идей.
Первая: мужчины всегда сильнее физически, якобы так предопределено природой. Тут стоит помнить, что
между физиологией мужчин и женщин, конечно, есть некоторые различия, но они далеко не всегда по умолчанию влекут за собой разницу в физической силе конкретных людей + очень большую роль играет социализация.
Уже с первых классов школы от девочек не ждут равных с мальчиками спортивных результатов, у них занижены нормативы, нет мотивации добиваться равного с мальчиками результата. Их активные игры не поощряются, в отличие от мальчиков, а участие в силовых видах спорта или единоборствах не одобряется обществом. Мы не знаем, как бы развивались физически мальчики и девочки, если требования и ожидания от них с детства были бы одинаковыми. Так же как вы не знаете, какими физическими данными на самом деле обладают молодые мужчины и женщины в вашей конкретной группе или на семинаре.
Вторая идея, сформировавшая этот миф, тоже сомнительная: девочек нужно беречь от физических нагрузок, потому что им предстоит вынашивать детей. Во-первых, не все девушки планируют или могут родить ребёнка. Во-вторых, те, которые планируют, способны сами решить, как им готовить к этому свой организм и стоит ли отказываться от той или иной деятельности. И вообще, девушки много чего способны сами решить :)
Поэтому очень вероятно, что девочки не хуже справятся с переносом собственного багажа, да и другими физическими нагрузками (вроде того же похода в горы, работы на парусном судне, гребли на байдарке или постройки бани), чем парни – а возможно, и лучше. Это не значит, что нужно отправлять девушек делать всю самую тяжелую и неприятную работу или отказывать им в помощи во славу ложного эмпауэрмента. Но отбирать у них сумку без запроса, считая, что им тяжело, точно не стоит, равно как и отказывать в праве на собственные решения – если они говорят, что без проблем справляются.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Три книги про гендер. Работая с темой гендерных стереотипов в рамках нашего проекта «КнигоИгры», мы не стремимся «переубедить и перевоспитать», а стараемся ввести в кругозор подростков идеи разных сценариев выстраивания своей жизни.
Парни – не эмоциональны, а девушки – истеричны
Общество требует от мальчиков и мужчин быть суровыми и брутальными, запрещает им грустить, впадать в уныние или плакать, приучает доказывать свою правоту с помощью силы или давления. Это оставляет свой отпечаток, и взрослым мужчинам часто действительно бывает сложно рефлексировать свои чувства, уметь их назвать и проговорить. Но это не превращает всех мужчин на планете в бесчувственные деревья. И не значит, что у участников проекта мужского пола нет поводов грустить или что им не нужна поддержка кого-то из тренеров или координаторов в сложных ситуациях. Эмоциональная чувствительность зависит в первую очередь от личности, а не от биологического пола или гендера.
Женская же эмоциональность, с одной стороны, скорее социально одобряема, поэтому женщины чаще могут позволить себе проявление чувств. По этой же причине на женщин возлагается ответственность за благоприятный микроклимат в семье, они воспринимаются как единственный источник поддержки по умолчанию. С другой, миф о якобы специфических женских эмоциях мешает восприятию женщин как серьезных руководителей, надежных деловых партнеров или организаторов. Кстати, существует метаанализ разнообразных исследований, согласно которому женщины руководствуются эмоциями при принятии решений не чаще мужчин. Так что мнение о том, что девушкам, например, не стоит доверять руководящие посты из-за их мифической «женской эмоциональности», уже давно опровергнуто.
Что это значит для работы в группе? Например, что нет никаких препятствий тому, чтобы девушки решали сложные организационные вопросы в проекте, если захотят, а парни сохраняли свое человеческое право на проявление чувств без осуждения, если им это нужно.
Девочки все разрулят на кухне
Домашнее хозяйство и приготовление еды – не великое женское предназначение, а многочасовая работа, которая не оплачивается, но при этом воспринимается как должное. В глобальном смысле это, конечно, очень удобно для сохранения баланса и стойкости экономической системы, но пора признать, что это абсолютно нечестно.
Если вы ведёте выездной проект, где несколько человек берут на себя приготовление обеда на группу, то мальчики без проблем могут участвовать в готовке еды, равно как и в уборке и других задачах, которые мы привыкли по умолчанию считать «женскими». Скажем больше: если вы как ведущий или тимер спрашиваете «Кто те четверо, кто готов завтра встать раньше и приготовить завтрак на всех?», а вызываются только девушки, вы можете подчеркнуть, что смешанный гендерный состав рабочей группы будет более честным — и эксплицитно попросить об участии ещё и двоих мужчин.
Девчонки болтают про шмотки, парни – про политику и финансы
Как не существует профессий, подходящих только мужчинам и только женщинам (существующий в России перечень работ и должностей, к которым не допускаются женщины, объясняется не биологическими способностями женщин, а контролем их репродуктивной функции), так не стоит делить и темы для разговоров на исключительно «мужские» и «женские». На проектах часто случаются ситуации неформальных смол-токов или тематических дискуссий, и разным людям на них интересно разное, пусть и шутки, которые мы слышим в обществе, пытаются утверждать обратное.
Проще всего показать это на интернет-мемах, конечно же ;) Например, авторке этой статьи всегда было обидно, что мем ниже сосредоточен на интересе мужчин к политике. Мол, если кому и бояться потенциально горячих тем, так это девушкам, зато их молодые люди якобы готовы рассуждать о них в любой компании, даже если рядом ее родители. Пришлось переделать мем и сделать менее сексистским, потому что девушки тоже в состоянии говорить на потенциально триггерные и серьезные темы, а их молодых людей это тоже может напрягать.
Так что если в проекте во время дискуссии девушки рассуждают о свободном рынке и политических программах правительств, а парни объясняют, с чем носить рубашки в клетку, как правильно готовить дайкири и как Ким Кардашьян повлияла на поп-индустрию – то как минимум не стоит делать круглые глаза, если вы стали свидетелем или свидетельницей такого разговора.
Так как поддерживать гендерное равенство в проекте?
Повторимся, совсем не обязательно включать в программу вашего проекта лекцию или семинар о гендерных стереотипах. Многое можно вплетать в коммуникацию – именно так идея гендерной свободы становится видимой. Зафиксируем пару примеров того, что можно и нужно делать:
➤ Избегайте формулировок в стиле той, которая открывала эту статью, про сильных парней и стол. Лучше опишите конкретную задачу, уточните сколько человек (а не конкретно мальчиков) вам нужно и сформулируйте вопрос как «Кто из вас может мне помочь?».
➤ Это актуально для любой задачи в проекте: не распределяйте ни одну из них по гендерному признаку и поддерживайте гендерное многообразие, даже если участники неосознанно закрепляют стереотипы. Если в группе решается, кто на следующий день будет готовить завтрак или обед, а в команду готовки добровольно вызываются только девочки, вы можете отследить это и эксплицитно предложить парням разбавить женскую компанию.
➤ Помните о том, что поддержка и пространство для проявления эмоциональности могут быть необходимы как участницам, так и участникам. Не осуждайте ни тех, ни других за проявление эмоций, не призывайте девочек улыбаться (если им не хочется), избегайте таких формулировок, как «разберитесь по-мужски», «ну ты че, пацаны же не поймут», «женская истерика», «девичьи слезы», «что ты ноешь, как девочка» и многих им подобных.
➤ Если вы замечаете у участников или членов команды проекта использование таких выражений, как в примере выше, или другие вербальные или невербальные проявления сексизма или гендерных стереотипов, найдите ненасильственный способ указать на это, сделать видимым, показать, что это устаревшие представления. Не молчите.
➤ Если девушка или парень участвует в разговоре на «необычную» для своего гендера тему, не стоит проявлять свое удивление и тем более высказывать недоверие ее или его словам только на основании того, что это непривычно.
➤ Если ваша программа проекта подразумевает приглашение спикера, будет круто позвать женщину в роли экспертки по финансам/бизнесу или мужчину как знатока ненасильственного общения или воспитания детей, чтобы подчеркнуть, что представители разного гендера могут быть экспертами в разных темах.
➤ Поддерживайте выбор участниц и участников в свободе их самовыражения (мы сейчас о том самовыражении, которое не ограничивает других свобод).
И в заключение хочется еще раз напомнить вот что:
в обществе многие вещи считаются биологически обусловленными, но на самом деле гендерная социализация и общественные ожидания играют куда более влиятельную роль, чем биология.
А значит, совершив некоторые когнитивные усилия, мы все можем содействовать разрушению этих стереотипов, и нам даже не придется для этого переписывать эволюцию – достаточно просто рефлексировать, что мы говорим и делаем относительно гендера.